Центр поддержки среднего и малого бизнеса

357500 г. Пятигорск ул. Московская, д. 14, корп. 2 офис № 27

тел. (8793) 30-53-76;  (918) 773-07-80

е-mail: kmv-training@mail.ru


Главная  О центре  Диагностика компаний   Оценка персонала   Корпоративное обучение 

 Психологическое консультирование   Бизнес - школа   Наши тренеры и наши клиенты

  Статьи   Фотоальбом


 

Оценка профессиональной деятельности или диагностика состояния компании.

В большинстве случаев самой сложной задачей для любой организации является определение проблемы, требующей первоочерёдного решения. Осознание барьера, мешающего развитию, - важный шаг на пути к преодолению этого барьера.

Причины, лежащие в основе проблемы, могут существенно отличаться друг от друга, но первым сигналом к действию могут служить такие явления, как снижение объёма производства, ухудшение качества и/или повышение цен на производимые компанией товары или услуги.

Каждое из этих событий может попасть в поле зрения человека, ответственного за обучение персонала. Многолетний опыт позволяет утверждать, что, зачастую, именно сотрудники являются источником проблем, которые затем обнаруживаются в компании.

Стремительные изменения, происходящие в сфере бизнеса в последние годы, требуют пересмотра и сложившихся методов оценивания сотрудников и эффективности их деятельности. Если оценка проводится регулярно и объективно, то она превращается в действенное средство контроля, воспитания ответственности, развитие индивидуального личностного потенциала работников.

Прежде чем бить тревогу, определим потребность компании.

1. Выявим проблему («Существует ли проблема?»)

2. Поиск решения (Проведём диагностику)

3. Принятие решения  (Можем ли мы справиться сами или необходимо прибегнуть к тренингу?»)

4. Формулирование задач  (К чему мы придём в результате диагностики и проведения тренинга?»)

Итак, всё же необходимо начать с диагностики.

Обратимся к терминологии.

 Диагностика – совокупность методов и средств, оценивающих психологические особенности человека.

Диагностика осуществляет целенаправленный процесс научного познания личности. Лучше доверить это специалистам, ибо применение психодиагностических методов включает несколько этапов. Начинается процедура с постановки  проблем и вопросов, затем следует этап формирования гипотез, выбора методов для их проверки и определения решения.

Формулировка проблемы зависит от задачи, которую пред психологом ставит организация. На основе этой задачи психодиагност и формулирует одну или несколько проблем.

Рассмотрим  классификацию психодиагностических методик, которые можно использовать. 

Диагностический метод

Используемый материал

Категории выбора методов

I Основан на заданиях, предполагающих правильный ответ

Тесты специальных способностей,

Тесты личностных черт

Совет: не увлекайтесь  интеллектуальными тестами, используйте тест Торренса

Оценивается уровень возможностей, творческий потенциал, профессиональная направленность

Основан на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует

 

Личностные опросники

Оцениваются индивидуальные и личностные особенности,

стиль руководства,

психологический климат в коллективе

II Вербальные методики

Тесты, оценивающие речевую активность

Оценивается общительность,

 умение вести деловые переговоры,

умение продавать товары

Невербальные методики

Тесты, включающие способность испытуемых понять инструкции с помощью невербального общения

Оценивается умение продавать товар,

умение работать в команде

III Основан на определённом методическом принципе

Объективные тесты

Оценивается профессиональная деятельность,

 стиль мыслительной деятельности

 

Методики самоотчёта

Оцениваются познавательные процессы (память, мышление, внимание, воображение), самооценка мотивации одобрения,

способы реагирования в конфликте

 

Проективные техники

Изучение личности

Барьеры профессиональной деятельности.

Определение психологической атмосферы в коллективе

 

Диагностические техники

Выявление типологических особенностей личности.

Индивидуальные и личностные особенности

 

Для оптимального решения любой психодиагностической задачи потребуется, прежде всего, грамотно и объективно выбрать наиболее подходящую методику. Прежде всего, необходимо оценить методику по следующем критериям:

1.     определить направленность методики: простое или комплексное.

2.     определить цель методики

3.     выяснить целевую аудиторию

4.     определить временные рамки исследования.

При постановке психодиагностической задачи необходимо особое внимание уделять различению ситуации клиента и ситуации экспертизы.

В первом случае человек обращается за помощью к психологу, он охотно идёт на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений фальсифицировать результаты. Во втором случае человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого осознанно контролирует своё поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть выигрышно. Чтобы этого не произошло, и психолог мог получить объективные результаты, диагностику необходимо проводить регулярно. Отдельные аспекты дополняют друг друга, тем самым раскрывают истинную картину положения компании.

Получив результаты, руководство компании или  отдел, отвечающий за обучение, принимает решение, что нужно для решения проблемы: семинар, ряд деловых игр и кейсов или же полноценный тренинг.

Продолжение следует …

Васильева Лариса,

психолог, бизнес-тренер,

генеральный директор

«Центра поддержки среднего

и малого бизнеса»


357500 г. Пятигорск ул. Московская, д. 14, корп. 2 офис № 27

тел. (8793) 30-53-76;  (918) 773-07-80

е-mail: kmv-training@mail.ru


Главная  О центре  Диагностика компаний   Оценка персонала   Корпоративное обучение 

 Психологическое консультирование   Бизнес - школа   Наши тренеры и наши клиенты

  Статьи   Фотоальбом

Используются технологии uCoz