Центр поддержки среднего и малого бизнеса

357500 г. Пятигорск ул. Московская, д. 14, корп. 2 офис № 27

тел. (8793) 30-53-76;  (918) 773-07-80

е-mail: kmv-training@mail.ru


Главная  О центре  Диагностика компаний   Оценка персонала   Корпоративное обучение 

 Психологическое консультирование   Бизнес - школа   Наши тренеры и наши клиенты

  Статьи   Фотоальбом


 

Командный дух или технология работы в команде.

«Вместе» больше чем «один»

На вопрос о том, какой главный признак команды, все единогласно отвечают – командный дух. И, действительно, как показала практика, наспех сформированная группа экспертов или коллег не станет настоящей командой, пока в ней не появится командный дух. На смену ярким ожиданиям и надеждам пришло молчание, и даже негативная оценка командной работы.

Досадно! Во-первых, потому что мы убеждены в том, что значение командной работы будет постоянно расти. А во-вторых, потому что мы сами знаем, какой стимулирующей и конструктивной может быть работа в команде, и какую пользу она может принести. Часто считают, что командный дух возникает сам по себе в любой группе, которая просто называется командой. Он везде сопровождает команду и больше не исчезает. Однако это не верно.

Командный дух нужно развивать и воспитывать, чтобы суметь надолго сохранить его в буднях и в тяжёлые времена. Позаботившись об этом сейчас, это поможет вам в дальнейшем получить максимум пользы от командной работы.

Хотя понятие командный дух у всех на устах, лишь не многие отдают себе отчёт в том, что же это значит. В процессе взаимодействия у людей часто возникает недопонимание. Ведь наряду с деловым сотрудничеством есть ещё уровень отношений, Из практики и психологии коммуникации известно, что отношения между коллегами могут быть хорошими только в том случае, если они доверяют друг другу, и между ними нет неразрешённых конфликтов.

«Воображаемый» командный дух включает все то, что каждый член команды думает о командной работе, о себе, как члене команды, и о коллегах: что они вкладывают и ожидают.

«Реальный» командный дух – это поведение участников по отношению друг к другу, другим командам и к Вам, как руководителю.

Если вы хотите, чтобы сотрудники чувствовали себя настоящей командой, то вам следует обратить внимание на оба типа командного духа. Таким образом, большое значение имеет то, оцениваете ли вы командную работу как нечто положительное, где большую роль имеет обоюдная поддержка.

Для того чтобы вы создали командный дух, вам необходимо работать на двух уровнях:

- с каждым членом команды (микроуровень);

- со всей командой (макроуровень).

Как возникает командный дух?

⌂ «воображаемый» командный дух охватывает такие мысли и отношения как:

 - обоюдная поддержка;

 - готовность мирно сотрудничать с другими и активно стремиться к    этому;

 - уважение друг к другу;

 - осознание, что каждый делает важный вклад в обще дело;

 - осознание своей роли и личного вклада;

 - стремление добиваться общих целей;

 - стремление оказывать и принимать помощь.

Обо всех этих моментах можно и нужно говорить, чтобы донести их до сознания сотрудников. Когда есть точное представление о командном духе, его легче добиться.

⌂ «реальный» командный дух проявляется в том, что участники команды:

- знают друг друга и задачи каждого;

- уважительно и вежливо ведут себя;

- помогают друг другу;

- вступают в контакт и открыто общаются;

- распространяют хорошее настроение и испытывают радость;

- конструктивно обращаются – особенно в сложных ситуациях;

- открыто обсуждают и выясняют неприятные моменты;

- ищут решения и стремятся к лучшему результату.

НО ПОМНИТЕ, ЧТО КОМАНДНЫЙ ДУХ ЭТО НЕ ТОЛЬКО СОТРУДНИКИ, НО И ВЫ, РУКОВОДИТЕЛЬ.

Проблема командного духа в том, что его нельзя просто предписать или быстро внушить на семинаре по формированию команды. Чувство сплочённости это не то, что можно однажды приобрести и что останется навсегда. Командный дух, как и все отношения между людьми, динамичен и чувствителен, его нужно развивать и воспитывать. И это необходимо учитывать.

1. Интегрировать новых сотрудников. Обычно встречаются команды, где участники плохо взаимодействуют друг с другом. Поэтому необходимо активно и сознательно поддерживать командный дух и положительную психологическую атмосферу. Это должны делать все во главе с лидером.

2. Командный дух нужно воспитывать. Стоит вкладывать энергию и время для создания конструктивного климата в команде.

«Реальный» командный дух – это поведение участников команды по отношению друг к другу, другим командам и к вам, как к руководителю.

«Сердце» командного духа.

  Основным инструментом для создания и воспитания командного духа является коммуникация. И правда, если в командах надвигается кризис, совместная работа не ладится, никто по-настоящему не доволен работой, то часто проблема в коммуникации. Нет обмена или дефицит обмена информацией между членами команды и лидером. Всё-таки настоящая коммуникация означает обмен, диалог, обоюдный интерес и желание понять друг друга.

Не предоставляйте команду самой себе, полагая, что это взрослые  и самостоятельные люди, которые в состоянии сами всё выяснить между собой. Поскольку, во-первых, не так много людей умеют открыть и конструктивно общаться между собой. И, во-вторых, одна из основных задач руководителя – это управление, как потоком информации, так и всем процессом коммуникации и условиями для того, чтобы всё это было возможно.

Мы уже говорили, что большой враг командного духа и хорошего сотрудничества – это отсутствие взаимного интереса и просто «сосуществование». К сожалению, такая атмосфера может возникнуть намного быстрее, чем хотелось даже в эффективной команде, если никто не следит за постоянным обменом информации и отношениями. Может быть так, что более или менее открытая враждебность блокирует командный дух, а команда может рассыпаться на мелкие группы, или кто-либо может просто выпасть из команды. Бывает так, что новички «не приживаются», а иногда даже «переворачивают команду с ног на голову» и все приводят в полный хаос. И независимо от того, по каким причинам улетучивается сплочённость – это всегда нехватка общения и коммуникации. Поэтому одна из Ваших управленческих задач – это собирать вокруг себя людей и помогать им вступать в контакт друг с другом.

Предлагаю вам некоторые методы, которые вы можете использовать для открытой и конструктивной коммуникации:

- лично проводить беседы, а не взаимодействовать с сотрудниками по электронной почте или телефону.

- быть рядом во время работы и беседовать с людьми, не закрывайтесь у себя в офисе, а идите к своим сотрудникам и поддерживайте с ними контакт. Таким образом, вы будите не только в курсе дел происходящих у вас в команде, но и сможете способствовать беседам между участниками группы.

- проводить беседы с отдельными сотрудниками, но чтобы обсудить дела команды, командный дух и сотрудничество, а не обсуждать других сотрудников, что может привести к нежелательным результатам.

- организовывать собрания команды, на которых обсуждались бы актуальные вопросы, участники обмениваются информацией, обсуждаются производственные процессы и качество сотрудничества или совместно принимаются решения.

- проводить собрание с целой командой, в том случае, если команда большая, и вы собираете их всех вместе, чтобы они могли обменяться информацией и принять совместно решение, которое положительно отразиться на работе всей команды.

Но, к сожалению, недостаточно создать хорошие условия и подавать пример открытого общения. Вы также должны оказывать непосредственное влияние на сотрудников, стимулировать их, направлять и воспитывать в заданном направлении. Вы должны использовать самые различные ситуации, для того чтобы распространить информацию среди сотрудников и проявить себя конструктивным лидером: начиная от бесед с глазу на глаз до совещаний, проводимых с командой.

Ни в коем случае не забывайте об обычной, традиционной работе! Чем больше вы принимаете участие в совместной работе и чем больше вы узнаёте вместе с сотрудниками, тем быстрее и легче вы сможете принять меры, если заметите негативные проявления. И тем лучше вы сможете оценить качество совместной работы и командного духа, порадоваться достигнутым результатам и похвалить сотрудников. Это тоже очень важно. Что же конкретно вы должны сделать, чтобы укрепить и воспитать командный дух.

1.     Подчёркивать значение командного духа. Вы сами убеждены в ценности командной работы, имеете чёткие представления и ожидания и говорите о них сотрудникам. Вы объясняете, насколько каждый человек может выиграть от хорошего командного духа, и  объясняете, что может дать совместная работа над общим делом и обоюдная поддержка.

2.     Согласовывать понятные правила и воплощать их в жизнь

3.     Побуждать сотрудников задавать вопросы.

4.     Настаивать на том, чтобы все выступали на собрании.

5.     Развивать культуру столкновения и заботится о ней. Поднимать вопросы о трудностях и конструктивно их обсуждать.

6.     Способствовать хорошему настроению.

7.     Ориентация на решение вместо поиска виновного.

8.     Выяснять личные проблемы, существующие между сотрудниками.

9.     Научить сотрудников помогать себе.

10. Обмен мыслями о командном духе и командной работе.

11. Юмор и смех.

Использованы материалы тренинга «Технология работы в команде»

Продолжение следует …

 

Васильева Лариса,

психолог, бизнес-тренер,

генеральный директор

«Центра поддержки среднего

и малого бизнеса»


357500 г. Пятигорск ул. Московская, д. 14, корп. 2 офис № 27

тел. (8793) 30-53-76;  (918) 773-07-80

е-mail: kmv-training@mail.ru


Главная  О центре  Диагностика компаний   Оценка персонала   Корпоративное обучение 

 Психологическое консультирование   Бизнес - школа   Наши тренеры и наши клиенты

  Статьи   Фотоальбом

Используются технологии uCoz